Беслéтский мост — средневековый мост через реку Баслу (Беслетку). Единственный сохранившийся памятник грузинской гражданской архитектуры XI—XII вв. подобного типа в Абхазии.
Никто из ученых более точно не рискует установить возраст постройки. Вероятнее всего, его фундамент закладывался в конце XI века, а сам мост построили в XII столетии. Возраст его определен по большей части благодаря материалам, которые использовались в постройке.
Учитывалась также форма сооружения и надпись, оставленная на камнях зодчими на грузинском наречии асомтаврули. В переводе она означает: «Милостивый владыка Христос, возвеличь в обеих жизнях…». Удивительно то, что мост, насчитывающий почти тысячелетний возраст, до сих пор функционирует и приносит практическую пользу абхазам.
🚗 Как добраться?
Беслетский мост находится в 7 км к северу от Сухума.
– До моста можно дойти пешком по красивой ореховой роще,
– Либо сесть на маршрутку N5 и ехать до конечной остановки, которая как раз будет у моста.
– Расстояние маленькое, поэтому еще есть такси – выйдет в копеечную сумму.
🕘 История
Строительство моста было необходимо из соображений ведения торговли. Именно через Баслу тогда проходил торговый путь, а в период ее разлива сообщение прекращалось, и торговля останавливалась. Решение было найдено – строительство укрепленного моста сделало возможным непрерывное сообщение между берегами Баслы. В непосредственной близости от него были возведены башни, в которых размещались сторожевые отряды, охраняющие торговый путь. До наших дней башни не дожили, а мост с успехом справляется со своим прямым предназначением.
Споры историков
Тут стоит привести цитату из книги Челидзе В., Исторические хроники Грузии XI-XII вв., стр. 283.. Эту книгу мне пришлось найти и отсканировать фрагмент текста. Читаем:
Для примера тут достаточно назвать лишь один Беслетский мост.
Этот мост находится километрах в шести от Сухуми, соединяет берега реки Беслети и построен как раз в тот период, который мы сейчас рассматриваем. Ширина проезжей части — чуть более четырех с половиной метров, так что тогдашний «транспорт» вполне мог разъехаться. Разумеется, строители не предполагали по нему движение многотонных машин, но сооружен он столь прочно, что современные специалисты, основательно этот мост изучившие, пришли к выводу, что он «вполне отвечает даже законам современного мостостроения и мог бы выдержать проезд колонны восьмитонных машин».
В исследовании Л. Д. Рчеулишвили и Н. Г. Чубинашвилн, откуда мы взяли эти слова, заинтересованный читатель найдет и другие важные сведения об архитектуре и строительстве мостов той эпохи.
Нас же сейчас больше интересует другое: какому особому назначению отвечал этот мост, для чего его строили?
Такой прочный и технически высококачественный мост должен был стоять на важной в политическом и торговом отношении дороге,— читаем мы в том же исследовании. — Бесспорно, данная дорога соединяла горные районы этого края с портами Черного моря.
Вот для чего строились эти мосты, вот для чего затеял Давид Строитель грандиозное сооружение дорог, которое продолжалось н в последующие периоды, в частности, в эпоху Тамар.
Марка с изображением Беслетского моста царицы Тамар выставлена Грузией в 2018 на конкурс самой красивой марки ЕвропыДосадный курьез заключается в том, что построенный местным населением несколько веков назад, он одно время приписывался иноземным мастерам. Так и называли мост то «венецианским», то «генуэзским».., (Кстати сказать, некоторые скептически настроенные ученые приписывали также иноземцам строительство уже известного нам Артвинского моста!)
Если и в самом деле эти мосты построены иностранцами, значит, это произошло значительно позднее, когда на берегу Черного моря возникли Венецианские и Генуэзские колонии, а мост явно древний. Очевидно, П. С. Уварова сразу уловила это несоответствие и нашла удобный выход из положения, назвав мост греческим: «Он по изяществу кладки мог принадлежать греческим мастерам». Этим она как бы исправила старую ошибку — вернула мост в надлежащую эпоху, вернула ему несправедливо отнятый «возраст», но все же исказила его истинное происхождение, пренебрегая тем обстоятельством, что в Грузии у этого моста было множество «старших братьев», столь же красивых и изящных. Что поделаешь! Такое было время, все хорошее почему-то было принято считать иноземным!
Позднее замечательный грузинский ученый Г. Н. Чубинашвилн основательно изучил Беслетский мост и доказал, что это образец грузинской гражданской архитектуры XII в. К счастью, он обнаружил на арке моста грузинскую надпись, чего никто не замечал раньше. После этого даже скептически настроенные ученые перестали сомневаться в местном происхождении моста.
«Остатки надписи свидетельствуют, что мост построен в эпоху расцвета Грузинского царства, скорее всего, местным правителем. Величина букв и их удивительно искусное исполнение говорят о том, что мастер хотел, чтобы высеченная им надпись была видна издали — т, е. с северных отрогов, откуда шла дорога к мосту…»
Эти слова принадлежат Н. Л. Бердзенишвили.
📗 Челидзе В., Исторические хроники Грузии XI-XII вв., стр. 283 // изд. Тбилиси: Мерани, 1988
👁 Что посмотреть?
Местные жители называют достопримечательность мостом царицы Тамары, правившей в тот период (время ее правления было золотым периодом истории Грузии). Имея форму однопролетной арки, он сооружен из клиновидных каменных глыб. В качестве скрепляющего материала был использован невероятно прочный раствор известняка.
Архитектура его имеет такую особенность: чем выше было давление, оказываемое на него, тем плотнее камни прилегали друг к другу, и конструкция становилась более прочной. Сегодня существует ограничение по весу, выдерживаемому мостом – 8 тонн. Но многие специалисты утверждают, что это далеко не предел возможностей этого удивительно прочного архитектурного сооружения.
В длину мост тянется на 35 м, ширина его составляет 5 м, высота пролета – 9 м. Время сыграло свою роль и сделало его незаметным для глаз туриста. Он зарос мхом и лианами, гармонично вписывается в окружающую среду и практически сливается с природой. С двух сторон от него остались руины башен и печей, в которых гасили известь для строительства. Проход к мосту бесплатный, осмотреть его можно в любое удобное для туриста время.